Ичиги — татарская обувь

Татары — выходцы из Золотой Орды и образовавшихся после её распада ханств уже с ичигиXIV века селились в Москве. Здесь появилась целая Кожевническая слобода, жители которой занимались выделкой кож и шитьём обуви. Московиты охотно покупали эту обувь, а среди русской знати XVI-XVII веков она вошла в моду и стала частью русского костюма. В «Очерке домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях» известный историк Н.И.Костомаров писал: «Это были сафьяновые чулки, они разделялись на два вида: полные, достигавшие до колен, и полуполные… Ичетыги были всегда цветные, чаще всего красные и жёлтые, иногда зелёные, голубые, лазоревые, белые, телесного цвета; они расшивались золотом, особенно в верхних частях на голенищах, с изображением единорогов, листьев, цветов и проч., и унизывались жемчугом».

Ещё большую популярность среди русских «казанская обувь» приобрела в классический XIX век. В «татарский шитый серебром сапожок» обут в «Войне и мире» Л.Н.Толстого старый князь Болконский. Побывавший в России в 1830-е годы маркиз Астольф де Кюстин в своей книге «Россия в 1839 году» рассказывает европейским читателям обо всём «характерном» для нашей страны. Правда, для него в России все — русские, как во Франции все — французы. Но в данном случае нам интересны вот какие строки маркиза: «Красивый сафьян, русская душистая кожа производится в Казани, и, по слухам, её можно дёшево купить на ярмарке в Нижнем, выбрав в груде кожи то, что нравится». Сафьяновые ичиги и башмаки, выставленные фирмой казанского купца и промышленника М.Галеева в 1880-х годах получили почётные награды. «Кому неизвестна изящная сафьянная азиатская обувь, «ичиги», производством которой справедливо славится Казань?» — задаёт в 1886 году риторический вопрос газета «Волжский вестник»…

В конце XIX — начале XX века появились высокие женские ботинки с каблучками и шнуровкой по переду голенищ, делавшиеся на «казанский лад» и названные «дворянскими». Для русского покупателя предназначались также украшенные татарской кожаной мозаикой диванные подушки, дамские дорожные саквояжи, кожаная обивка для кресел.

татарские сапожкиВ это время татарские сапожки получили распространение в артистической среде. Марина Цветаева в своих воспоминаниях упоминает о матери модного в ту пору поэта и художника Максимилиана Волошина: её нога была «в сказочном казанском сапожке». В 1899 году великая русская актриса Вера Комиссаржевская выходит на сцену императорского Александрийского театра в Петербурге в роли Вари в пьесе А.Островского и Н.Соловьёва «Дикарка» в фольклорном платье с красной вышивкой и татарских сапожках-ичигах, сделанных, судя по высоким художественным достоинствам узорного мозаичного набора, по индивидуальному заказу.

Русские художники ввели казанскую узорную обувь в костюмы персонажей опер «Князь Игорь», «Садко», «Царская невеста». Лев Бакст, автор выдающихся декорации и костюмов к постановкам «Русских сезонов» в Париже, в 1910 году импровизирует на тему татарских ичигов в эскизе костюма Ивана-царевича к балету Игоря Стравинского «Жар-птица». Парижане сочли татарские ичиги органической частью русского костюма, и не напрасно: татарская культура, татарский лексикон, обычаи татар издавна пронизывают жизнь русского народа.

Европа тоже издавна оценила искусство сафьяновых ичиг и башмаков. Они произвели впечатление на австрийского дипломата и путешественника Сигизмунда Герберштейна, посетившего Россию в 1517 и в 1526 годах. В его «Записках о московских делах» есть рисунок, запечатлевший казанского татарина в одежде воина, обутого в сапоги из красно-коричневой кожи с нарядной отделкой из тесьмы с рисунком («возможно, ткань с золотыми нитями», — замечает Лилия Илевна Саттарова), скрывающей передний вертикальный шов. Есть в книге Герберштейна и отдельный рисунок кожаных казанских сапог.

Автор «Трёх мушкетёров» Александр Дюма в одном из своих сочинений описывает молодую даму «в расшитом муслиновом пеньюаре, розовых шёлковых чулках и казанских домашних туфельках».

Ичиги - татарская обувьВ коллекции Немецкого музея кожи есть узорный мужской сапог, приобретённый на Промышленной выставке в Вене в 1846 году. А в 1883 году сафьяновые ичиги и башмаки фирмы М.Галеева были удостоены Большой золотой медали Европейского общества наук в Париже и в 1889 году — серебряной медали и почётного отзыва Всемирной Парижской промышленной выставки.

В 1920-е годы казанские ичиги поставляются в Германию, Францию, Бельгию, Италию, Англию, Америку — там в ту пору была мода на экзотику и народные украшения ручной выделки…

Забытые европейцами к середине XX века сапоги с высоким голенищем стали «хитом» коллекции обуви в «русском стиле», созданной в середине 1970-х годов французским кутюрье Ивом Сен-Лораном. В «русских сапогах» были хорошо обыграны особенности конструкции татарских ичигов: фигурная союзка (нашивка на носок и подъём сапога), задник и декоративная полоса верха голенища контрастного цвета, а в декоративных строчках можно видеть подражание «татарскому» шву…

«Восточная традиция богатого оформления воинского снаряжения и костюма, частью которого была обувь, сформировалась в географически обширном ареале, — пишет Л.И.Саттарова. — Достаточно сказать, что археология позволяет проследить эту традицию у народов Китая, Ирана, Средней Азии, Алтая и Монголии в пору древности и в средние века».

Красочный источник сведений о том, какой была обувь на мусульманском Востоке, — иранская, среднеазиатская, турецкая миниатюра. О совершенстве искусства одеваться говорят также многочисленные описания предметов одежды и обуви в арабо-мусульманских литературных источниках X века. В этот период обувью арабов были кожаные башмаки и туфли, а сапоги из кожи с украшениями разных типов появились на Переднем Востоке после XI века под влиянием культуры тюркских кочевников.

Искусство  мозаики из кожиИскусство мозаики из кожи дожило до наших дней и стало широко известно в мире благодаря ремеслу казанских кожевников и ичижников, сохранивших старинную традицию изготовления татарской обуви. Заключительный раздел книги посвящен автором казанским мастерам. Как правило, это дипломированные специалисты, некоторые из них — члены Союза художников. Лапидарный текст и изумительные иллюстрации сопровождаются перечнями используемых материалов и советами мастеров. Так что эта книга получилась не только познавательной — она ещё и практическое пособие.

Книга «Казанская узорная кожа» щедро насыщена прекрасными иллюстрациями. На них представлены история искусства узорной кожи, шедевры этого искусства из многих коллекций, в том числе зарубежных музеев (некоторые иллюстрации публикуются впервые). Здесь же ещё и орнаменты, и лекала, и чертежи колодок, инструментов, станков. Словом — целая энциклопедия удивительного искусства узорной кожи…

«Хороша книга, если автор в ней высказывает только то, что следует, и так, как следует», — строго, скупо и ёмко сказал почти два с половиной тысячелетия назад Аристотель. Такие книги издаются нечасто. У Лилии Илевны Саттаровой и издательства «Культура и традиции» получилась такая книга. А это — событие.

Словарь специальных терминов
(Л.Саттарова. Казанская узорная кожа)

Азиатская обувь — общее название типов обуви, распространённых у мусульманских народов России и производимых казанскими ичижниками в XVIII-XX веках: ичиги на мягкой и твёрдой подошве, кожаные галоши — кауши, туфли — башмак, тапочки — чуэк. Фигурирует в названиях крупных торговых домов XIX — начала XX века, созданных татарскими купцами и промышленниками.

Булгари — юфть высокого качества, производством которой славились волжские булгары; окрашивалась в красный и коричневый цвета. В течение XIII-XIX веков это название распространялось на мягкие домашние сапожки из сафьяна и юфти, вывозимые булгарами, а затем татарами в разные страны. В городах Средней Азии (Бухара, Самарканд) в XVII-XIX веках «булгари» — сорт изготавливаемой здесь из воловьих шкур кожи. В персидском языке «булгар» — цветная выделанная кожа с ароматным запахом.

Вытяжные ичиги — высокие мужские ичиги из кожи тёмных цветов (чёрный, тёмно-зелёный, коричневый, синий, вишнёвый) на мягкой подошве, с задником из саура. Верх этих сапог, в отличие от ичигов с пришивным передом (союзкой), кроится цельным, поэтому они имеют единственный шов сзади. Голенище завершается фигурным срезом, к которому пришит отворот из кожи контрастного цвета. «Казанским» швом вшиты задник и отворот голенища.

«Дворянские» полусапожки — в терминологии казанского ичижного промысла конца XIX — начала XX века женские высокие ботинки с каблучком и шнуровкой по переду голенищ, с мелким и дробным цветным декором, выполненным «казанским» швом.

Ичиги (ичеги, ичитки; у В.Даля также: мечти, ичетыги, иче-готы; от тюрского итик — сапог; тат. читек) — вид азиатской обуви, сапоги на мягкой подошве с высоким голенищем или полусапожки, обычно носимые дома. С развитием промысла название «ичиги» перешло и на сапоги на твердой подошве и на женские сапоги с каблучком.

Кауши (кавши, кафши) — кожаные калоши, надеваемые при выходе из дома поверх мягких сапожке — ичигов. К концу XIX века с появлением резиновых галош были вытеснены из ассортимента ичижного промысла.

«Казанский» (татарский) шов — способ соединения вручную узорно выкроенных деталей кожи встык, при котором тачная нить (в старину — дратва), сшивающая края с изнанки изделия, при каждом стежке одновременно украшается спиралями из 3-5 навивок ярких цветных нитей (золотые и серебряные нити, шёлк, хлопок). На лицевой поверхности создаёт впечатление тонкого, шириной 0,1-0,3 сантиметра (до 0,5 сантиметра) шнура, оконтуривающего кожаные узоры. Отличается прочностью и декоративностью. Сохранился в ичижном ремесле казанских татар. Производится на трёхгранном бруске (колодке) с помощью тачной иглы с рукоятью и вышивальной иглы.

Кожаная мозаика — принятое в современной искусствоведческой литературе название техники изготовления узорной обуви (или иных орнаментированных изделий из кожи) с применением «казанского» шва, а также изделий, выполненных в этой технике.

Сафьян (от перс. сахтийан — выделанная козловая кожа) — кожа, выделанная из козловых и овечьих шкур растительными дубителями, слабо прожированная. Мягкая и тонкая кожа высокого качества. Окрашивалась в яркие цвета. Наиболее распространён был красный сафьян.

Юфть (от перс. джофт — пара) — эластичная, но более толстая, чем сафьян, кожа растительного (в современном производстве — комбинированного) дубления с предварительной обработкой жиром. В старину дубили корой ивы, втирали жиры, содержащие берёзовый дёготь. Выделывается из шкур молодых овец и бычков.

Марсель Зайнуллин. «Казанская узорная кожа»
«Татарский мир», №23-24


Рассказать о Нас:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс