Мусульманка 18в. и…

турчанки

На фото-турчанки 1890 год.

В книге Махмут Галяуа «Переселенцы» Говорится о переселении татарского народа в Турцию 1897 г. Мечта многих татар была в те неспокойные времена- народных переворотов и межнациональных и религиозных междоусобиц вернутся на историческую родину,где правит халиф и живут одни мусульмане. Деревенские люди живущие по религиозным каноном ожидали быть принятыми к своим единоверцам,но произошло неожиданное. Мусульмане России уже сформировались как отдельная  религиозно-философская нация со своими понятиями устоем и традицией. Одежда мусульманок татарок  резко отличалась от государства халифского как писал Махмут Галяу. Менталитет и взгляды на жизнь были другими. Переселенцев приняли. Но они были мусульманами сформировавшиеся на базе своих ученных, своего быта.Мы с вами попробуем немного проникнуть в мир предков.

В татарских и башкирских селах 18-19 вв;  было твердо определено что курение запрещено (харам) Управление социальными и коммерческими вопросами для женщин воспринималось нормально.Этого мы не видим в Османской империи и многим переселенцам было тяжело адаптироваться в новой среде.Учитывая что переселенцы были мусульманами не только из России но и Прибалтики Китая, Кавказа Средней Азии.  Мусульманская среда в которой выросли переселенцы научила глубоко анализировать ислам для того чтобы не потерять исторические корни ,духовные ценности —  взаимодействуя при этом с соседней культурой с которой приходилось жить бок о бок. Это конечно и повлияло на современную мысль Турции но османская империя тех времен это не современная Турция -это тоже анализ и огромный опыт исламской мысли и менталитет восточных народов. Для переселенцев это была другая культура.

быт стамбула

На фото турчанка 1880 г

О головных покрытиях Урала, Поволжья,Сибири.

В фондах Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника хранится уникальная коллекция из области народного костюма сибирских татар: около четырехсот предметов. Наиболее ценные вещи поступили на рубеже XIX-XX вв. «от татар».

Среди них особый интерес представляют, так называемые, сарауцы, сараочи — этноспецифический женский головной убор сибирских татарок, бытовавший практически у всех групп, за исключением поздних переселенцев. Это подтверждают и наши и более ранние исследования сибирских ученых . Упоминания о женских головных повязках вроде сарауц находим и в описаниях авторов XVIII-XIX вв. «Их головной убор состоит из вышитой золотом, а у бедных из украшенной оловянными безделушками, повязки»

Наиболее древними (начало — середина XIX в.) представляются повязки, выполненные золотным шитьем на шелке (инв.3271, инв.4701), рис.1. Орнамент на этих сарауцах, по сравнению с другими, архаичнее, сложнее и более плотный. На общем фоне «растительности» в нем угадываются древние знаки и символы (солярные, например), фантастические зооморфные изображения. В них, порою и в более поздних сарауцах, используется особый вид золотной вышивки, когда контур орнамента выкладывается золотной веревочкой, свитой из шести-восьми нитей. Данный способ шитья, вероятно, есть основание связывать с бухарским золотным шитьем — тофта (9; 10).

Сарауц сибирских татар. Золотное шитье
Рис.1. Сарауц сибирских татар. .

Не менее древним (в плохой сохранности) является сарауц, выполненный золотным шитьем «вприкреп» по красному бархату  рис.2 «Сарауц сибирских татар. Золотное шитьеТяжелая» золотная гладь на этом уборе, архаичная композиция орнамента, напоминающая тюркские вариации «древа жизни» легко увязываются с вышивками на аналогичных головных повязках салауц, салавыч татар-мишарей окско-сурского междуречья, особенно их южной кузнецко-хвалынской подгруппы (Саратовская губ.), хранящиеся в фондах Пензенского и Саратовского музеев, рис.3,4.

Нечто среднее между западно-сибирскими сарауцами и поздней разновидностью калфаков (калфак-наколка -общенациональный декоративный элемент в прическе татарки конца XIX — начала XX в., в том числе и сибирской) представляет собой головная повязка (инв. 17166/24), рис.5. Она изготовлена на твердой основе, бархатная с весьма характерной для поздних татарских калфаков вышивкой бисером в виде крупного цветочного орнамента; в одетом виде напоминает калфак. Вероятно, подобные вариации поздних сарауцев можно считать одной из переходных форм от традиционных западно-сибирских повязок к калфакам казанско-татарским по происхождению, рис.6.

Салауц кузнецко-хвалынских мишарей. Золотное шитьеРис.3 Справа салавыч татар мишар
Рис.4. Кузнецко хвалынских мишар

Салауц кузнецко-хвалынских мишарей. Золотное шитье
**********************************************************************************

Сарауц сибирских татар. Вышивка бисером
Рис.5. Сарауц сибирских татар. Вышивка бисером.

**********************************************************************************

Калфак пермских татар. Вышивка бисером
Рис.6. Калфак пермских татар. Вышивка бисером.

**********************************************************************************

Сибирские татары. Из фондов музея с. Большеречье Омской обл.
Рис.7. Сибирские татары. Из фондов музея с. Большеречье Омской обл.

 Сарауц глубоко архаический элемент женского убора сибирских татар, который в середине XIX в. (и ранее) надевали в комплексе с большими покрывалообразными уборами: полотенцеобразным тастаром или треугольным покрывалом кыйек, кыекча , позднее шелковой шалью, рис.7.

**********************************************************************************

САРАУЦ, КАЛФАК КОТОРЫЙ НОСИЛИ ПОД ПЛАТКОМ НЕ ТОЛЬКО ЯВЛЯЛСЯ ПРЕДМЕТОМ УКРАШЕНИЯ НО И ПОДРАЗДЕЛЯЛСЯ ПО ВОЗРАСТАМ.

КРАСНЫЕ ,ЗЕЛЕНЫЕ, СИНИЕ,ЧЕРНЫЕ А ТАК ЖЕ УЗОРЫ НА НИХ ОПРЕДЕЛЯЛИ ВОЗРАСТ ЖЕНЩИНЫ, СОСЛОВИЕ И СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.

**********************************************************************************

Астраханские татары

 ↑  Астраханские татары. Мишари Окско-Сурского междуречья
                                               Мишари Окско-Сурского междуречья 

Аналогичный тастарный комплекс бытовал у касимовских татар. Волосник селэвес с вышивкой золотного шитья, как у соседних мишарей, у касимовцев не сохранился. Лишь изредка приходилось видеть волосники с налобной частью, орнаментированной разноцветными полосками ткани (3, с.74; 23). Вероятно, это связано с тем, что касимовские татары, будучи, в основном, горожанами (г. Касимов Рязанской губ.) раньше мишарей включились в этноконсолидационные процессы татар, основанные в значительной степени на казанско-татарской городской культуре. Так, в середине — конце XIX в. они полностью восприняли и казанско-татарский городской костюм с его калфачным комплексом головного убора (3, рис.236). Сам же казанско-татарский калфак, по нашему мнению представляет собой тот же волосник, трансформировавшейся в более утонченной убор из архаической женской повязки-волосника вроде салавыч мишарей или сарауц западно-сибирских татар. Неслучайно, те же касимовские татары в середине XIX в. надевали в комплексе с тастаром и калфаки (3, рис.201). Аргументом в пользу этого служит и тот факт, что женские казанско-татарские калфаки (в отличие от девичьих) непременно были с украшенным вышивкой околышем («ободком-повязкой»). Кроме того, женский калфак, как известно, всегда представлял собой нижний убор (волосник), который традиционно надевался в комплексе с верхним убором, покрывалом-платком (3, с. 128), рис.9.

У референтной группы казанских татар, в частности, в Заказанье, древних повязок-волосников, наподобие сарауц, салавыч обнаружить не удалось, хотя большие треугольные покрывала орпэк с украшенным начелышем (аналог кыекча) имели место в головных уборах старух, рис. 11. У периферийных же их групп, где эволюция культуры, как известно, шла с определенным отставанием, следы бытования подобных повязок налицо. Так, татары Оренбурга, северо-восточных уездов Уфимской и особенно Пермской и Вятской губерний, однотипный сарауцу волосник-повязку сарынъя, мангайча так же использовали с большим треугольным покрывалом кыекча. Пермско-вятский волосник-повязка украшался спереди позументом, монетками.

                                    Башкирия и Урал.

Казанские татары

Казанские татары

Уместно вспомнить в этой связи и древние башкирские хараусы, которые достаточно хорошо изучены башкирскими учеными  и использование которых С.Н. Шитова на основании ряда причин (единая территория бытования: Восточные районы Башкирии и Зауралье, единство их декоративно-художественного оформления) связывает с тастарами.. Башкирские хараусы, вероятно, также представляют собой ни что иное, как украшаемую деталь, женского волосника, который вместе с тастаром давно вышел из быта. На смену ему, как и у татар, пришли калфакообразные уборы-волосники в комплексе с головным платком.

Волосники-повязки бытовали и у большинства групп крещеных татар , включая приуральских нагайбаков , правда, в ином комплексе головного убора-сурэкэ (аналог русской «сороки»). Интересно, что только у татар-кряшен, формирование культуры (в том числе народного костюма) которых шло под значительным влиянием православия и русской культуры, женские калфаки, как и общенациональный костюм в целом, не вошли в обиход совершенно *.

Таким образом, анализ сюжетов, связанных с западносибирскими, в частности, «тобольскими» сарауцами, в контексте «Историко-этнографического атласа татарского народа», показал следующее. В начале — середине XIX в. у западно-сибирских и волго-уральских татар, а также башкир существовал, по сути, единый комплекс женского головного убора, состоящий из волосника (сарауц, салауц, салавыч, сэлэвес, шлауш, сарынъя, хараус) и большого полотенцеобразного или треугольного покрывала (тастар, кыйик тастар, кыекча) и т.п.

При наличии общих этнических черт, данный головной убор в каждом регионе, в каждом конкретном случае был оригинален. Ни один элемент его (особенности декоративного оформления и конструкции, используемые материалы), даже у представителей одной возрастной и социальной группы, не повторял другой: они соотносились между собой не как копии, а как вариации, без которых, как известно, народная традиция (т.е. относительная стабильность и длительность воспроизводства того или иного этнографического явления) не может существовать.

Данная статья из книги «Этнография татарского народа», Казань: Магариф, 2004

Рассказать о Нас:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс