Нравственное воспитание

«Меня воспитал мой Господь и как хорошо Он меня воспитал»

(Канз аль `уммаль, Али аль Муттаки, 7/214, хадис №18673; Куртуби, аль Джами`, 18/228; Ибн аль Джаузи, Сыфат ас-Сафуа, 1/201; Мунави, Файз аль кадир, 1/225)

Совершенным воплощением нравственности является посланник Аллаха (мир ему и благословение). Причем не важно, рассматриваем мы его манеры или же его способность говорить и излагать свои мысли, итог не меняется: посланник Аллаха (мир ему и благословение) всегда на высоте.

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) как-то спросил у посланника Аллаха (мир ему и благословение): «О, посланник Аллаха! Кто тебя воспитал?» Тот ответил: «Меня воспитал мой Господь и как хорошо Он меня воспитал!»

Когда у дочери Абу Бакра, жены пророка и нашей матушки до самого Судного Дня и после него, Аиши (да будет доволен ею Аллаха) спросили:

— Каким был нрав пророка?

— Вы что, Коран не читаете?

— Читаем.

— Его нравом был Коран.

Таким (вот) образом посланник Аллаха (мир ему и благословение) является человеком, чьим воспитателем и наставником был Аллах, являя собой воплощение нравственности. Это значит, что тот, кто хочет научиться нравственности должны обратиться к (примеру) посланника Аллаха (мир ему и благословение) и увидеть добрый нрав как он должен быть в этом огромном, в полный рост зеркале.

Всевышний Господь создал его с таким нравом, который стал бы примером для всех людей, так воспитал и так взрастил. Иначе как бы он смог удержать на своих плечах (тяжелую) ношу пророчества! Если бы у него не было этого (божественного) воспитания и если бы он – так же как и мы – был бы подвержен ошибкам и промашкам, то эти огрехи не ограничились бы только им, а стали бы ошибками миллиардов человек. Поэтому его Господь самолично его воспитал и сделал для нас примером.

(Вспомним, как) это было (еще) до пророчества. Мекканцы отстраивали Каабу и посланник Аллаха (мир ему и благословение) принимал в строительстве непосредственное участие. Да и как иначе, ведь он всегда был на стороне благого и работал во имя блага. Его дядя Аббас (да будет доволен им Аллах) накинул подол своего платья на плечо, чтобы не натирало. Плечо пророка (мир ему и благословение) (к тому времени уже) основательно натерлось и Аббас посоветовал сделать также, как и он сам. Однако в этом случае обнажились бы постыдные места на теле пророка (мир ему и благословение). Посланник Аллаха решил последовать совету своего дяди, но только он поднял подол, как его взору явился ангел. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пришел в сильное волнение и потерял сознание. С тех пор и до конца жизни он ни разу не обнажал места на своем теле, которые не должно было показывать. Как мы видим, еще в начале пути ему было гарантировано водительство Всевышнего…

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) рассказывает: «В своей жизни я два раза собирался пойти на свадьбу. Однако всякий раз меня охватывала такая сонливость, что я на месте засыпал. Когда я просыпался оказывалось, что свадебное торжество давно уже кончилось».

Все эти события происходили еще до пророчества. Всевышний Господь ни в один из периодов жизни не позволил своему пророку совершить грехопадение. И это – исключительная особенность посланника Аллаха (мир ему и благословение).

И как тому не быть, если еще в детстве (хотя правильно ли называть ребенком совершенного человека?) ему вскрыли грудь и ангелы удалили из его сердца «лумма аш-шайтаниййа». Эта червоточина, что присутствует у каждого человека и является плацдармом Иблиса, была удалена из сердца пророка (мир ему и благословение). Шайтан, который нас наущает и (свободно) гуляет по нашим жилам, никогда не мог даже приблизиться к пророку (мир ему и благословение). В действительности, он был исключительным человеком!

Всевышний Господь не дал ему совершить грехопадение ни до, ни во время пророчества. Он родился, жил и ушел чистым и непорочным. Он был материальным воплощением нравственности.

Он был нравственным во все периоды своей жизни: в любом месте и в любой ситуации он вел себя подобающим образом. Например, иной раз посланник Аллаха (мир ему и благословение) серчал, гневался, становился подобным разбушевавшемуся море с волнами до небес. Однако, ситуация предполагала проявление таких эмоций, потому что совершалась несправедливость, а посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым непримиримым противником несправедливости и (гнета). Он кипел от гнева до тех пор, пока справедливость не восторжествует. В эти минуты он походил на разъяренного льва, наводящего ужас на обитателей леса. Вместе с тем, никто не видел чтобы хотя бы нахмурился, когда в отношении его самого совершала большая несправедливость. Потому что его воспитание предполагала такое положение дел.

Как-то раз пришел человек, влившийся в ряды сподвижников, но еще не успевший получить исламское воспитание, схватил пророка (мир ему и благословение) за ворот и потребовал причитавшееся ему. Он так грубо дернул пророка за ворот одежды, что на его шее остался след. Сподвижники пришли в сильное возбуждение, однако пророк (мир ему и благословение) лишь печально улыбнулся и сказал: «дайте ему то, что он просит». Таковым было его снисхождение (и толерантность).

Было много ситуаций, в которых многие исключительные личности разгневались бы и, возможны, были оправданы в своих эмоциях, но посланник Аллаха (мир ему и благословение) даже в таких ситуациях показал свою исключительную воспитанность, словно солнце являющее миру свой свет. Вот один из таких примеров:

Перед сражением у горы Ухуд пророк (мир ему и благословение) видит сон, из которого он понимает, что лучше остаться в Медине и защищать город. Сначала он настаивал на том, чтобы не выходить из Медины. Однако сподвижники были настолько возбуждены, что искреннее желание верно служить исламу помешало им понять, что пророку (мир ему и благословение) должно подчиняться.

В конце концов мусульмане выступили к горе Ухуд. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) самолично расставил воинов на позиции. Он был (великим) полководцем. Расстановка войска была идеальной. В итоге, с первым же штурмом мусульман вражеские силы пришли в смятение и обратились в бегство. Однако стратегический план пророка (мир ему и благословение) был нарушен: лучники ослушались пророка (мир ему и благословение) и оставили свои позиции.

В результате, 69 сподвижников были искромсаны, как кромсают мясо на разделочной доске, и стали мучениками за веру (шахидами). Среди них был и (дядя пророка) Хамза (да будет доволен им Аллах). Все мусульмане до единого были ранены. Некоторые из них так не смогли оправиться от полученных ранений и страдали до конца своих дней. Однако хуже всего было то, что престижу ислама был нанесен урон. Это и было самым серьезным ущербом, нанесенным мусульманам.

Все это могло привести в гнев любого, кто был бы в положении лидера в этой общине. Было бы естественным, если бы посланник (мир ему и благословение) огорчился произошедшему и осерчал. Однако Аллах уберег своего посланника от возможных проявлений гнева, сохранил его и передал через откровение следующие аяты:

По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих.» (сура Али Имран, 3/159)

О достоинстве пророка (мир ему и благословение) можно судить по тому, как к нему обращается Всевышний Господь. К примеру, Он не говорит ему «не будь грубым и жестокосердным», а говорит «если бы ты был грубым и жестокосердным». Другими словами Аллах обозначает, что посланник Аллаха не несет в себе грубости и жестокосердия.

Ахмад Исхаков

Рассказать о Нас:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Один комментарий: Нравственное воспитание

  1. Уведомление: Людей воспитывают люди аПророка Мухаммада мир ему воспитал сам Всевышний. | Мечеть Исмагила

Комментарии запрещены.