Садака в джахилиййи

муслимСадака и другие богоугодные дела во времена джахилии.

На вопрос сподвижника о том, зачитаются ли милостыни,выплаченные во времена джахилии,а также другие благородные деяния,посланник Аллаха мир ему изрек: «А как ты думаешь,за счет чего ты стал мусульманином?».

(Бухари, Адаб16;Муслим,Иман 194.)

Мне сложно сказать были ли во времена джахилиййи такие понятия как закят и садака,однако есть две темы,которые красной линией проходят по всей поэзии джахилиййи :щедрость и храбрость.Первое означало быть щедрым,при необходимости расходовать имущество,а под вторым понималась отвага,готовность при необходимости пожертвовать жизнью.оба эти понятия впоследствии вошли и в исламскую терминологию. Первое перешло в значении «мунфикун»  (расходующие на пути Аллаха»)-об этом явлении говорится ещё в начальных аятах Корана: «Те кто расходуют(на пути Аллаха)из того ,чем мы их наделили»(Коран2:3),-подвигая мусульман быть общиной,расходующей на пути Всевышнего,тогда как второе нашло свое применение в значении «муджахидун»(жертвующие жизнью ради распространения ислама) и вновь в виде некого социального класса.

Если человек все это делал из благих побуждений,то есть ради Аллаха,то это может служить источником надежды,ведь благое всегда остается благим.К примеру,посланник Аллаха мир ему принимал участие в войнах Фиджар. Суть этих войн была в том,кто посягал на святые земли.Хотя Пророк мир ему сам непосредственно не воевал с мечом в руке, однако он носил стрелы и готовил копья,внося свой вклад в дело защиты Каабы и помогал родственникам. Спустя годы, уже будучи Пророком( следует напомнить,что эти войны происходили еще до того,как он был наделен пророчеством-прим.перевод.),он сказал об этом:»Если произойдет нечто подобное,я вновь готов участвовать».Выходит,это чего-то стоило.

И вновь те же самые времена ,когда возникла другая ситуация осквернение святости Каабы,был заключен «Союз  достойных» («Хильф аль-фудуль»),в этом благом начинании наш пророк мир ему тоже принял участие.Вспоминая об этом хорошем деянии,будучи к тому времени уже Пророком,посланник Аллаха мир ему сказал: «Случилось что-то подобное я вновь готов участвовать в этом деле».Когда ремонтировалась Кааба Посланник Аллаха мир ему в своем стремлении совершить богоугодное дело носил камни,оказывая тем самым посильную помощь при строительстве.Об этом,как и обо всем остальном,он впоследствии отзывался положительно…

С этой позиции любое благое дело,обращенное к людям,будь то в джахилии,будь тов исламе,остается благим.В свою очередь любое благое дело в силу своей природы подталкивает человека к совершению других благих дел и одновременно удерживает от дурных поступков.Пример тому может служить хадис Пророка мир ему,в котором он рассказывает о трех людях,запертых в пещере.В итоге благодаря своим благодеяниям они обретают спасение.На самом деле благородные поступки, о которых говорится в хадисе,являют собой едва ли не пример героизма ,однако пришел день и эти поступки помогли убрать камень,закрывший проход в пещеру  Благодеяния способные убирать громадные камни уже в этом мире,будут способны убрать горы грехов,преграждающие дорогу в рай.С другой стороны они могут стать и мостом над адом,и ракетой,на на которой человек достиг рая.

При этом все эти благодеяния вовсе не обязательно должны быть обращены только к мусульманам.Вполне возможно,что лишь закят,являя собой обязательство,не может быть выплачен не мусульманам,но это не говорит о том ,что нельзя давать милостыню тем,кто придерживается иной религии или кормить бедных.Более того,даже забота о животных и растениях считается богоугодным делом.Из некоторых хадисов можно сделать даже такое заключение:защита окружающей среды с целью передачи потомкам в чистом,первозданном виде является обязательством.

Таким образом,независимо от совершенного времени все эти поступки являют благо,и они будут учтены в книге деяний человека.Впоследствии  благодеяния защитят от падений,оградят от дурного влияния,подвигнут к еще большим благодеяниям пробудят в человеке склонность к благому и облегчат их претворения в жизнь.

С этой точки зрения,если уж благодеяния совершенные во времена джахилиййи в состоянии неверия,которые вообще-то аннулирует деяния,настолько благодатны,что-по словам Пророка мир ему-становятся причиной принятия человеком ислама,то благодеяния,совершенные верующим мусульманином,способны к тысячекратным увеличением,когда один превращается в тысяча,а тысяча-в миллион,защищая от будущих дурных влияний  Если же кто то возразит на этом тем,что мы нередко спотыкаемся и падаем,то не лучше ли вспомнить,как в месяц Рамазан,несмотря на достоверные хадисы,в которых говорится о том,что самые отъявленные шайтаны(марада шайтан)заковывают себя в кандалы,мы видим,как совершается большое количество дурного и неугодного.Или можно привести в пример как во время тавафа вокруг Каабы,что является очень достойным видом поклонения,в тот самый момент,когда человек вообще неприкосновенен когда все в каком то смысле вращается вокруг него,да и Аллах прямо предписывает никого не притеснять…И все же людей бьют руками и ногами толпы…Не значит ли это,что Иблис не интересуется обычными людьми, а занят теми,кто ходит в мечеть,старается служить вере и исламу,даже находясь в очень сложных условиях.В этой связи можно сказать,что если бы самых отъявленных шайтанов не заковывали в цепи, в месяц Рамазан,то люди вообще никогда бы не смогли выйти из под влияния. Таким образом,если люди могут более или менее свободно идти по дороге в рай,не испытывая каких то сверхсложных затруднений,значит этому способствует их благодеяния,помогая выйти из-под воздействия дурного влияния.

Выходит, что Всевышний помогает тем,кто,находится в тяжелых условиях,служит делу ислама,используя их благодеяния в качестве громоотвода от бед и несчастий.

Фатхуллах Гюлен.

Рассказать о Нас:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Один комментарий: Садака в джахилиййи

  1. Уведомление: Страница не найдена | Мечеть Исмагила

Комментарии запрещены.