Слабость веры

ОЖИРЕНИЕ, ЧРЕЗМЕРНЫЙ СОН, ЛЕНИВОСТЬ И СЛАБОСТЬ ЯКЫНА

«В отношении моей уммы я больше всего боюсь следующего: большой размер живота (ожирение), чрезмерный сон, ленивость и слабость якына1(веры)»

(Канз аль `уммаль, Али аль Муттаки, 3/460, хадис №7434)

Давайте сначала коротко разберем факторы, которые пугали предводителя пророков (мир ему и благословение), а потом посмотрим как они между собой связаны.

Ожирение: в хадисе использовано понятие «кибар аль батн – большой размер живота». Под этим понятием мы понимает человека, потерявший бдительность в вопросе потребления пищи, для которого процесс поглощения пищи и питья – смысл жизни, который, если можно так выразиться, «живет чтобы есть», и который, в итоге, подвержен ожирению. Это первая особенность людей, за будущее которых в этой и вечной жизни, пророк (мир ему и благословение) испытывает беспокойство.

Чрезмерный сон: на самом деле это понятие относительное. Если сегодня спросить у медиков о том, сколько часов сна в день необходимо человеку, то обычно в ответ мы услышим «пять часов». К тому же специалисты склонны считать, что часы сна сверх этой нормы способны навредить здоровью человека. Не говоря уже о том, что помимо медиков великие мусульманские ученые, начиная с Газзали и заканчивая Бадиуззаманом, разбирали вопрос чрезмерного сна и указали на опасности, поджидающие человека, склонного много спать, в вопросе выстраивания отношений с Всевышним. Исходя из всего этого, раньше в медресе и текке2 вопрос сна был вопросом дисциплины и, бывало, что для сна отводилось не более трех часов.

Таким образом «чрезмерный сон» понятие относительное, кому то и восьми часов мало, а кому то и трех больше чем достаточно. Но как бы там ни было, следует исходить из того, что по данным медицины пяти часов сна для организма достаточно, и поэтому мы должны стараться сделать так, чтобы количество часов сна не превышало нормы пяти часов, а со временем постараться постепенно уменьшить и эту норму.

Однако следует обратить внимание на следующий момент: тот, кто не отрегулировал вопрос питания и съедает все, что перед ним положат, не сможет уменьшить количество часов своего сна. Мы еще вернемся к этому вопросу, когда будем разбирать взаимосвязь между обозначенными факторами.

Ленивость: качество, от которого посланник Аллаха (мир ему и благословение) искал защиты у Аллаха в своих молитвах. Одной из основных концепций ислама является наличие движения и жизни во всем сущем мире. Ислам борется со всем, что противоречит этой концепции. Например, ислам разрешает присвоение брошенных и невозделанных земель при условии, что они будут возделываться (новым хозяином). В адрес владельцам денег, которые не используют свои средства в обороте и придерживают при себе, ислам высказывает серьезные угрозы и вводит практику обложения подобных средством закятом, которая, наряду со многими другими мудростями, препятствует бездействию денежных средств. Если уж в отношении неиспользуемых, не приносящих пользы неживых факторов ислам относится подобным образом, то, очевидно, что в отношении живых людей, ленивых, бездействующих, паразитирующих на теле общества, позиция ислама не только не будет меняться, но станет даже жестче. В этом отношении хадис, который мы пытаемся разобрать, является показателем отношения ислама к данному вопросу, раз уж пророк (мир ему и благословение) перечисляет данный фактор (то есть ленивость) среди тех, чего опасается наш пророк (мир ему и благословение) в отношении своей уммы.

Слабость якына: у якына есть следующие ступени: `ильм аль якын, `айн аль якын и хакк аль якын. Исходя из этого, если человек не может увязать истины своей веры со знаниями и объяснить при помощи этих знаний, то у этого человека совсем нет якына. Если человек на смог напитать такие основы своей веры как: вера в Аллаха, в пророков, в священные писания, в воскрешение и так далее, знаниями, не смог обосновать доводами из внешнего мира, которые извлекаются из сущего мира, либо увязать с доказательствами из своего внутреннего мира, то у это человека действительно нет якына. Я не говорю, что у него слабый якын, у него его вовсе нет, потому что первый шаг к якыу это знания. Для человека нет и не может быть еще более низкой ступени, потому что еще ниже находится животная жизнь.

Первая ступень к якыну это знания. Например, изучение нашей вселенной, которая словно выставка (удивительных вещей), глазами пораженного путешественника или глазами изумленного, талантливого художника либо глазами мудрого естествоиспытателя, а потом изучение Корана в качестве такого проявления Аллаха как способность к речи (калям) , а потом нахождение точек соприкосновения между вселенной и Кораном, а потом приятие Всевышнего Господа, вера в Него с такой убежденностью, которая не предполагает даже и мысли об обратном, есть ничто иное как первая ступень якына, называемая `ильм аль якын.

`Айн аль якын это степень человека, который считывает с сущностей проявления (качеств) Всевышнего. То есть это степень человека, который восклицает: «Клянусь Аллахом! В этом дереве я вижу Аллаха». Вот только все это непосредственно связано с особыми ощущениями человека, с его восприятием, эмоциональным фоном и потому не объективно, а на сто процентов субъективно. На этом уровне человек гоняется за Всевышним Господом и ищет Его во всем: в распускании цветов, в ветвях деревьев, поднимающихся ввысь, в щебетании птиц, журчании родников… Во всем человек ищет Аллаха, не похожего ни на одно из своих творений, не ограниченного пространством и временем, не являющегося ни причиной ни следствием в цепи взаимодействий этого мира… Ищет как Маджнун искал Лейлу… Ищет, пытается обнаружить в каждом силуэте, в каждом отображении, в каждой отметине…

И, наконец, хакк аль якын, что ознаменует растворение в Аллахе, обретение вечности за счет вечности Всевышнего. Суфии называют эту степень «фана филлях – бака биллях». Бадиуззаман формулирует это состояние словами: «хеме эз ост – Все – от Него». Другими словами, это уровень, когда человек во всей полноте ощущает, что существование всего сущего мира (полностью) зависит от Его существования.

На самом деле все эти уровни подкрепляют и усиливают друг друга, и человек способен испытывать их одновременно. Человек должен, по крайней мере, хоть что-то ухватить хотя бы в одном из этих уровней, а иначе он подпадет под определение людей, находящихся в опасности, которую пророк (мир ему и благословение) определил как: «то, чего я больше всего опасаюсь в отношении моей уммы».

Что же касается взаимосвязи факторов, упомянутых в хадисах: если у человека цель в жизни есть и пить, то якыну взяться не откуда. Якын относится к тем, кто живет в состоянии изумленного трепета и ест ровно столько, сколько необходимо чтобы держаться на ногах. Возможно на это хотел обратить внимание предводитель пророков (мир ему и благословение) говоря: «Сын Адама еще не наполнял более дурной сосуд, чем свое чрево. Тогда как совсем немного еды нужно чтобы держаться на ногах. Если же человеку все же нужно (основательно) поесть, пусть заполнит одну треть желудка едой, одну треть водой и одну треть оставит для дыхания». В таком случае человек не должен прислуживать своему желудку, должен уметь регулировать вопрос потребления пищи и, собственно, регулировать. Другими словами человек не должен превращаться в «человек-желудок». Иначе человек, склонный к чревоугодию, не сможет ни уменьшить время своего сна, ни освободиться от ленивости, ни достичь якына.

Если подойти к вопросу несколько иначе, если человек много ест, то наберет лишний вес, станет «человеком с лишним весом». Таким не дано ни ограничить количество часов сна, ни избавиться от лености. Тот, кто много ест, много спит. Сон же способствует набиранию лишнего веса и вот вам порочный круг. Как уже говорилось, для таких людей якын не достижим. Другими словами совершенно закономерно, что много едящие и много спящие люди, проводят время в праздности, превращаясь в «человека-тело».

В итоге верующий (мусульманин) должен остерегаться факторов, о которых пророк (мир ему и благословение) сказал, что испытывает беспокойство: ожирение, чрезмерный сон, ленивость и слабость якына, а также всего, что может привести к подобным факторам. Причем остерегаться верующий (мусульманин) должен также, как он остерегается змей и скорпионов. Как об этом (еще) говорил Ибрахим Хаккы: «Мало ешь, мало спи, приди в восхищение, растворись в Нем, обрети вечность, стань Его ночным гостем». Поэтому нам следует мало есть, мало спать, жить в состоянии изумленного трепета, стать гостем Господа и постоянно ощущать в себе Его божественные проявления. А ночью надо поступать, как поступала Раби`а аль `Адавиййа, которая после того, как все улягутся, вставала и взывала к Аллаху: «Друзья воссоединились с друзьями, а я иду к Тебе». Мы должны гореть желанием воссоединения с Аллахом, искать за открывающимися завесами возможности объединиться с Ним, стучаться в Его двери и только тогда можно надеется на то, что прибудет якын.

Резюмируя, можно сказать, что между факторами, перечисленными в хадисе, существует прочная причинно-следственная связь и поэтому рассматривать эти факторы по – отдельности не представляется возможным. Кроме того, этот хадис имеет отношение к медицине и его следует серьезно изучить еще и в этой связи. Эту миссию мы перекладываем на плечи специалистов в этой области.

Ахмад Исхаков

 

Рассказать о Нас:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс