Тафаккур

«Один час тафаккура соответствует шестидесяти годам (необязательного) поклонения»

(Канз аль `уммаль, Али аль Муттаки, 3/106, хадис №5710)

В хадисе передается, что один час тафаккура соответствует шестидесяти года, а другом хадисе передается, что одному году, необязательного поклонения. Хотя это слабые хадисы однако в Коране есть немало аятов подтверждающих данный тезис. Например: «Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом» (сура Али Имран, 3/190). Действительно, в стройной смене восходов и закатов, упорядоченной смене месяцев, в изумительно стройном и гармоничном функционировании (вселенской) системы есть знамения для размышляющих. Этот аят явное доказательство в вопросе тафаккура. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Горе человеку, который читает этот аят и не размышляет». Наша матушка Умму Салама (да будет доволен ею Аллах) рассказывает, что когда был ниспослан этот аят, пророк (мир ему и благословение) читал его и плакал. Господин времени и пространства (мир ему и благословение) плакал навзрыд, читая этот аят во время ночного намаза (тахадджуда). Этот и другие аяты являются путеводителями к вратам познания и проводниками в мир тафаккура, являя собой важный пример глубины исламской жизни.

Однако, прежде нужно понять что есть тафаккур. Тафаккур прежде всего связан со знаниями, потому что тафаккур построенной на невежестве и отсутствии знаний ни к чему хорошему не приведе. Такого рода закрытый тафаккур скоро наскучит человеку и тот перестанет эти заниматься. Чтобы мыслить системно человек должен хорошо знать предмет тафаккура, вся информация в его голове должна быть хорошо уложена. Другими словами человек должен получить предварительную информацию. Если человек хоть немного разбирается в том, как действую и взаимодействуют между собой звезды и планеты, как они взаимодействуют с человеком, каким невероятным и поразительным образом двигаются и функционируют клетки его организма, то размышления на эти темы можно (будет) назвать «тафаккуром». Иначе тот, кто слагает вирши глядя на луну и звезды, пытаясь выразить свои ощущения, возникшие в результате пришедшего к нему вдохновения, всего лишь фантазер и мечтатель. Таким же образом, не представляется возможным назвать «мутафаккирами2» натуралистов, оказавшихся в трясине ложного, материального подхода к природе и природным явлениям, а также поэтов.

Чтобы заниматься тафаккуром прежде всего нужна информация, понимание происходящего, затем анализ, полученных знаний, потом новый и оригинальный синтез… Ну и кроме всего это еще нужно безудержное и неукротимое стремление к истине, которое бы подвигало человека вновь и вновь ломать голову над решением поставленных задач. У человека, который мыслит подобным образом, то есть системно, все время будет приходить все к новым и новым решениям. Затем эти решения станут для него исходной точкой для новых мозговых штурмов. При помощи новых мозговых штурмов человек будет брать все новые высоты, углубляясь в тафаккуре, открывая новые измерения. Со временем его размышления из одномерных превратятся в двухмерные, затем в трехмерные, потом в многомерные… Наконец человек станет двукрылым мутафаккиром и достигнет уровня совершенного человека (инсан аль камиль).

Для того, чтобы заниматься тафаккуром нужны предварительные данные, понимание происходящего, умение анализировать, а затем синтезировать (то есть делать выводы, подводить итоги, систематизировать). Ну и прежде всего нужна неуемная жажда познания истины, подвигающая человека снова и снова думать, думать, думать… Тот, кто сможет мыслить подобным образом, то есть мыслить системно, сможет находить новые и новые решения. Эти новые решения станут для него некой платформой, с которой он сможет шагать еще дальше. Поиск и нахождение новых решений поможет человеку углубляться в тафаккуре. Со временем его одномерная, двумерная мысль превратиться в трехмерный, (даже) многомерный тафаккур и человек превратиться в двукрылого мутафаккира, достигнув уровня «человека совершенного» (аль инсан аль камиль).

Резюмирую, можно обозначить следующие факторы, необходимые для осуществления тафаккура: чтение (книг), которое является основой всех мыслительных процессов, привычка анализировать книгу Вселенной3, сердце, открытое для божественных откровений, и разум, способный понимать вселенские законы Всевышнего (шариат аль фытриййа), изучение бытия через призму Корана, который является священным проводником сущего мира… Невежественный, беспорядочный, бесцельный взгляд на вещи и события ни в коем разе не может считаться тафаккуром. Мало того, подобный подход не сулит ничего позитивного. А ответ на вопрос: будет ли подобный мыслительный процесс вознаграждение от Всевышнего, не однозначен. Причина, по которой один час тафаккура приравнивается к годам поклонения, кроется в следующем: за один час серьезного тафаккура человек укрепиться в своей вере, начнет приходить к познанию (Аллаха) и в его сердце появиться любовь ко Всевышнему… Потом этого человека постигнет духовная радость, которая его окрылит. Таким образом, за счет подобного тафаккура человек преодолеет путь, который преодолевает человек лишенный тафаккура за тысячу месяцев. Поэтому его можно считать приобщенным к великим благам. Что же касается тех, кто лишен такого понимания и осознанности в своих отношениях с Господом, то поклоняйся они беспрестанно хоть тысячу лет, прогресса не будет ни на йоту! Таким образом, все их усилия не сравняются (даже) с одним часом тафаккура. Хотя это не значит, что тысяча лет поклонения ушли впустую. Аллах вознаграждает за каждый поясной (руку`( и земной (саджда) поклон, за каждый «каума4» и «джалса5».

Рассказать о Нас:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Один комментарий: Тафаккур

  1. Уведомление: Размышлять тоже что и путешествовать | Мечеть Исмагила

Комментарии запрещены.