Три запретные вещи и три нежелательные.

«Аллах запретил вам: ослушание матерей, закапывание дочерей живьем, не следовать (долговых обязательствам и прочим обязанностям) и брать (то, чего не следует брать). И счел нежелательным: плетни и пересуды, задавать слишком много вопросов, а также расточительность в расходовании имущества».

(Бухари, Истикраз 19; Эдэб, 6; Тафсиру сура (11), 5; Муслим, Акдия, 12)

Непокорность в отношении матерей в хадисе обозначено фразой «`укук аль уммахат», что у меня ассоциируется со следующим: непослушный ребенок своим поведением нарушает все правовые обязательства и обрекает свою мать на одиночество. Хотя ослушание отцов в той же мере запретно, упомянуты только матери. Среди возможных причин данного подхода можно назвать следующие: женщины нуждаются в покровительстве, более слабые, в сравнении с мужчинами они более мягкие и добрые, а также, по своей натуре, более утонченные и ранимые… Из этой фразы можно также понять, что хотя ослушание отцов также запретно в силу того, что отцы обладают такими же родительскими правами что и матери; однако ослушание матерей не идет ни в какое сравнение с непокорностью в отношении отцов.

Закапывание дочерей живьем во времена джахилии1 обозначено в хадисе фразой «уа`д аль банат». Во времена джахилии в некоторых слоях общества некоторых регионов дочерей чаще живьем закапывали в землю. Причинами подобной дикости были: для кого-то необъяснимое невежественное рвение, для кого-то беспокойство о завтрашнем дне, для кого-то нежелание отдавать на сторону имущество через дочернее приданое, для кого-то непонятное представление о родовой чести… Какими бы ни были причины и мотивы, подвигавшие людей на совершение подобной дикости, это нужно было обязательно остановить, что и было сделано. В Коране и сунне пророка (мир ему и благословение) не мало предписаний, подвигающих действовать в данном направлении.

Не следование обязательствам разного рода: долговым и прочим, обозначено в хадисе словом «ман`»; а стремление заполучить те вещи, которые нельзя брать и нельзя п просить обозначено словом «хати». И то и другое, то есть не давать то, что должно давать, и брать то, что не должно просить, не дозволено. Причем не дозволено в той же мере что и ослушание матерей и закапывание дочерей живьем. Под первым понятием можно понимать невыплата закята, садаки, не оказание помощи, воздержание от передачи неимущем того, что им причитается. Под вторым словом можно понимать попрошайничество и испрашивание милостыни. Если пойти еще немного дальше, то из первого слова можно извлечь и такие понимания как: всякого рода присвоение имущества и денег, не выплата долгов и векселей, подложные банкротства и разного рода спекуляции, все виды недозволенного получения прибыли, нежелание возвращать обретенное недозволенными способами, упорство в своей несправедливости и отпирание… Тогда как из второго слова можно понимать: попрошайничество, злоупотребление народным имуществом и всякого рода хищения, рэкет, рейдерство, разные аферы и махинации. Другими словами любое взятие, приносящее вред (людям и обществу).

В этом коротком и очень емком хадисе, в виду точек соприкосновения, запрещено следующее: разрыв родственных связей со стороны детей в отношении родителей и отчуждение, возникающее в итоге такого разрыва; пренебрежение, а иной раз и отрицание родителями такими чувствами как доброта и милосердие, вложенные в сердце каждого родителя Богом, и жестокое, бесчеловечное обращение в отношении своих собственных детей; а в обществе, которое можно считать большой семьей, преследование некоторых эгоистичных типов своих меркантильных интересов и выгоды, ставя это выше интересов общества, что подрывает основы безопасности, доверия, социальной справедливости, что, в свою очередь, расшатывает устои самого общества.

После этого в хадисе говорится еще о трех запретных вещах: сплетни, беспорядочное задавание вопросов либо превращение попрошайничества в род деятельности, а также нецелевое и расточительное расходование имущества; пусть запрет на это выражен не в такой категоричной и резкой форме.

Фраза «кыль уа каль» переводится как «сплетни, толки, пересуды». Мне бы хотелось не углубляясь в этимологию этих слов сразу перейти к содержанию. «Кыль уа каль» это пустые, бесполезные и неуместные речи. Это может быть, что называется «лить из пустого в порожнее», либо какие-то неуместные рассуждения либо разговоры на грани дозволенного, что называется «на грани фола». В любом случае это болезнь, социальная болезнь протекающая в обществах где личности ведут праздный образ жизни, толпы бездумные, а общество не имеет перед собой горизонтов. Диагностировать данную болезнь на предмет серьезности и запущенности можно, в частности, взглянув на социальное положение тех, кто сплетничает и на то, насколько распространено данное явление (то есть, участвуют ли в распространении сплетен газеты, журналы, телевидение). Сколько бы вербальной грязи не изливалось – в исламе это называется грехами, совершаемыми между двумя губами – в любом случае местом произрастания всего этого является «кыль уа каль». Возможно поэтому посланник Аллах (мир ему и благословение), перечисляя три важных, приоритетных дела, которые по степени приоритетности находятся в одном ряду, упоминает такой фактор как говорить или молчать: «Пусть тот, кто верит в Аллаха и в Судный День, не причиняет беспокойства своим соседям. Пусть тот, кто верит в Аллаха и в Судный День, угощает своих гостей. Пусть тот, кто верит в Аллаха и в Судный День, говорит благое или же замолчит».

Фразу «касрат ас-суаль» можно понимать двояко: это или беспорядочное задавание вопросов либо попрошайничество без нужды. Второе еще можно понимать, как превратить попрошайничество в образ жизни. В исламе и то и другое порицается. В Коране и достоверной сунне осуждается попрошайничество, не обусловленное стесненностью условий и нуждой, также как порицается и задавание слишком большого количества неуместных, бесполезных и несвоевременных вопросов. Ислам при каждом удобном случае подвигает людей узнавать что-то полезное для ума и для сердца. Вместе с тем, из Корана мы понимаем, что вопросы делятся на приемлемые и порицаемые. Примером хорошему и приемлемому может служить аят: «Они спрашивают тебя, что они должны расходовать» (сура Бакара, 2/215), а примером нежелательному вопросу служит аят: «Они спрашивают тебя о сути духа» (сура Исра, 17/85).

Задавать вопросы или не задавать, просить подаяние или не просить, в зависимости от того, являются эти действия вынужденными или нет, обусловлены ли они какими-то потребностями или нет, могут быть расценены по законам ислама как: необходимые либо недозволенные либо нейтральные. В связи с этим эти два внешне разных вопроса, в виду общности точек соприкосновения, следует рассматривать вместе. Не сомнений также в том, что комментировать эти два вопроса тоже следует вместе.

«Расточительство в расходовании имущества» следует понимать как нецелевое, бездумное, бесполезное ни с точки зрения этого мира, ни с точки зрения вечного мира расходование капитала, что является и личностной, и социальной болезнью. Хотя мотовство, на первый взгляд, наносит вред лишь самому человеку, на самом деле это растрата и народного имущества тоже. Соответственно, вопрос касается всего народа и идет речь о том, что вред наносится всему обществу в целом.

Ахмад Исхаков.

Рассказать о Нас:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс