Коран и переводы

КоранКоран (араб. «чтение вслух», «назидание») –священная книга Ислама. Для всех мусульман написанное в этой книге является словом Бога, передача которого была осуществлена через архангела Джабраила, который продиктовал её пророку Мухаммеду.(Мир Ему и благословение Аллаха)

 

Мусульмане современности знают эту книгу под названием «Священный Коран», но при этом многие продолжают называть «Благородный Коран» или «Великолепный Коран». Коран является центральной теофанией (проявлением божественного начала) в Исламе. Он записан на арабском языке, используемом в мусульманских богослужениях. Строго говоря, точный перевод Корана неосуществим, но несмотря на это его содержание воспроизведено практически на всех существующих в мире языках.

Этимология и структура

Наименование Коран происходит от термина al-qur’ān – «чтение вслух», «назидание». Священное писание имеет множество других имён, каждое из которых подчёркивает определённый аспект своей значимости для мусульман. Среди них можно назвать, например, встречающиеся в тексте писания al-furqān («проницательность», «умение различать»), umm al-kitāb («книга архетипов»), al-hudā («путеводитель»), al-ḥikmah («мудрость»), kalāmallāh («слово Бога»). Встречается в Коране и такой термин как al-kitāb («книга»). Данный термин в арабском языке применяется и в отношении других священных текстов, таких как Тора и Евангелия. Термин musḥāf («письменная работа») обычно применяется для ссылки на определённые манускрипты в составе Корана, а также используется в Коране для описания ранее раскрытых книг. Термин Коран считается главным наименованием для текста книги.
Коран уже очень давно считается эталоном красноречия в арабском языке. Язык писания специально изучается мусульманами неарабского происхождения по всему миру, так как ежедневно читаемые мусульманами молитвы состоят главным образом из стихов Корана на арабском языке. Мусульмане верят, что Бог избрал арабский язык для передачи своего слова, и поэтому его роль в этом сложно переоценить. В той же мере, как всё связанное с Христом является священным для христиан, всё связанное с Кораном священно для мусульман. В соответствии со стихом (сура 56, стих 79) большинство мусульман совершают ритуальное омовение перед прикосновением к Корану, который всегда занимает почётное место в доме или мечети.
Внешне текст обладает нелинейной структурой – как паутина или сеть. Коран состоит из 114 частей, называемых суры – единицы или части богооткровения. Наименование каждой суры зависит от наименования или качества обсуждаемых в тексте, или же от первых нескольких букв или слов данной суры. Первая часть Корана, Al-Fātiḥah, является очень важной его составляющей, и ежедневно повторяется как в молитвах, так и в других формах выражения. Вторая сура, Al-Baqarah, является самой длинной, а все последующие части расположены в зависимости от своей продолжительности – в начале расположены самые длинные, а в конце – самые короткие суры. Все суры за одним исключением – Al-Tawba – начинаются со слов Bismi’Llāh al-Raḥmān al-Raḥīm. Суры между собой делятся на те, которые были открыты Мухаммеду(Мир Ему и благословение Аллаха) в Мекке, и в Медине.
Каждая сура делиться на «стихи» называемые айами. Изначально термин «айя» означал знак или предзнаменование, посланное Богом с целью раскрытия какого-то аспекта своей божественной мудрости. Количество айатов в каждой сутре может отличаться от трёх или четырёх, до более чем двухсот. Каждый такой «стих» при этом может содержать от одного или двух слов до нескольких строчек. Не следует воспринимать стихи в Коране как поэзию в своей обычной манифестации. Даже несмотря на то, что Коран очень поэтичен, аяты, составляющие его текст, нельзя сравнивать с утончённой доисламской поэтической традицией арабов ни по содержанию, ни по ритмическим особенностям и форме рифмования. Гораздо больше они похожи на зачастую отличающиеся дискретность и непоследовательностью пророческие высказывания, находимые в священных писаниях иудаизма и христианства.
С самого начала существования Ислама между учёными мусульманами продолжаются споры о правильном количестве стихов в нём. Некоторые из них определяют это количество в 6.000, другие в 6.204, 6.219, или 6.236 – несмотря на то, что все слова при этом располагаются в тексте одинаково. Учение о счёте стихов Корана в мусульманском мире появилось очень рано, при этом различаются школы Мекки, Куфы, Басры и Шамса. Пользующаяся наибольшей популярностью версия Корана, основанная на традиции, защищаемой школой в Куфе, содержит 6.236 стихов.
Помимо структурной организации в суры и айаты, Коран делиться на 30 частей, называемых джузами, каждая из которых состоит из двух хизб. Хизбы в свою очередь делятся на четыре части (rub ‘al-aḥzābs). Благодаря такой организации Корана облегчается его чтение на протяжении различных промежутков времени. Мусульмане, например, верят, что Коран впервые пророку был открыт в Рамадан, священный месяц, посвящённый молитвам и посту, и поэтому читают один джуз за день, заканчивая чтение всего текста ровно за месяц. Помимо всего этого, Коран делиться на семь больших разделов, называемых манзилами – для тех, кто желает закончить чтение текста священной книги за одну неделю.

Смысловые слои

Коран, что подтверждается многими высказываниями Пророка Мухаммеда(Мир Ему и благословение Аллаха) (хадис), обладает множеством смысловых слоёв. На присутствие внешнего, явного, и внутреннего, неявного, смысла, указание даётся в самом тексте священной книги: как Внешним (Аль-Захир), так и Внутренним (Аль-Батин). Коран является словом божьим, и поэтому содержит захир, и несколько уровней батин. Комментарии по тексту священного писания относимые к захиру называются тафсир («комментарии»), тогда как герменевтические и эзотерические комментарии касающиеся батина получили наименование тавил («объяснение» или «толкование») – в этом случае текст возвращается к своему истоку. Эзотерики полагают, что окончательный смысл Корана известен только Богу.
Некоторые стихи Корана, а также «мистические буквы», которые появляются в начале некоторых сур – т.е. буквы алеф (a), лям (l), мим (м) в начале суры «Корова», могут пониматься только в эзотерическом смысле, при этом их значение связывается со значением цифровых величин соответствующих букв арабского алфавита. Считается, что изучение джабр может помочь понять математическую структуру текста Корана. К примеру, определённые фразы повторяются в соответствии с определённой математической моделью.
Стихи Корана, кроме того, делятся на явные (muḥkamāt) и неявные, или неоднозначные (mutashābihāt). Последняя категория включает в себя стихи, значение которых открыто только Богу и тем, кто является «твёрдым в знании» (al-rāsikhūn fī’l-’ilm).

Содержание Корана

Коран, будучи священным писанием одной из мировых религий, содержит все советы и наставления, необходимые мусульманину – там содержится ответ на любой вопрос, который может возникнуть в жизни правоверного. Прежде всего, Коран описывает абсолютную природу реальности, или Бога (Аллаха); мусульмане верят, что Коран является наиболее законченным вариантом представления этой реальности. Коран подчёркивает единую природу Бога, или доктрину tawḥīd, в словах: «Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя» (2:255–3:2). Бог является абсолютно трансцендентным и абсолютно неизбежным; его близость к людям утверждается в стихе: «и Мы ближе к нему, чем шейная артерия» (50:16). Религия считается неотделимой от существования человека, она пронизывает изначальную природу человечества (Аль-Фитра).
Коран утверждает прямую связь между Богом и людьми, безо всякого посредничества в виде института священников; каждый мужчина и каждая женщина считается «наместником» Бога на земле. Несмотря на наличие такой связи, люди считаются забывчивыми созданиями, и поэтому им указано подчиняться божественным законам. Подчинению воле Бога придаётся первостепенная необходимость. Само название религии, Аль-Ислам, содержит арабский корень «слм» – «мир». Мужчины и женщины должны быть добродетельными, молиться, выполнять свой долг перед семьёй, обществом, и творением в целом.
Коран даёт определённые законы и юридические принципы, помогающие управлять Исламским обществом – например, закон о наследовании; Исламский закон в систематизированной форме известен под названием Шариат. Права считаются второстепенными по отношению к обязанностям личности перед Богом и творением. Коран утверждает баланс между правами и обязательствами личности и общества, в свете заповедей и законов Бога, а также между человеческим долгом перед Богом, и его долгом перед обществом и миром природы. К примеру, Бог предоставил людям свободу, но при этом они обязаны Богу молиться. Они имеют право на свою собственность, но только когда она не является общественной по своей природе. Общество в свою очередь должно заниматься защитой собственности своих членов. Люди могут использовать различных живых существ, но при этом должны защищать животных, растения, и не расточать природные ресурсы.
Коран подробно описывает космос и мир природы. Ни одно священное писание, не говорит так часто о природе, как это делает Коран. Природные феномены называются в нём айаты, или божественные знаки – нечто похожее можно найти и в христианстве (vestigia Dei).
Одной из основных идей Корана является значение этического действия в борьбе между добром и злом. Все действия человека ведут к каким-то последствиям для его души за пределами земного существования, и поэтому обсуждение добра и зла является неотделимым от эсхатологии. Фактически даже можно сказать, что проблемы эсхатологической реальности, в том числе яркие описания жизни в раю и аду, являются очень важной частью содержания Корана. Некоторые ранние суры, открытые Мухаммеду(Мир Ему и благословение Аллаха) (в тексте Корана их можно найти в конце), рассказывают именно о Последнем Дне, и других эсхатологических проблемах. Ранние суры, надо заметить, появляются только в конце Корана; все суры, после первой, расположены в тексте в зависимости от их длины, а не хронологии их раскрытия.
Коран утверждает, что вера в Бога является ключевой составляющей всех аутентичных религий. При этом слово «религия» используется в Коране чаще всего в единственном, а не множественном числе. В то же время говориться о том, что не существует таких народов, которым бы Бог не передал в той или иной форме своё послание, и упоминает в этом отношении имена некоторых иудейских и христианских пророков. Мусульмане, следовательно, принимают Тору, Евангелия, и другие книги. Коран отрицает божественное происхождение Христа, но при этом принимает чудо его рождения и особую роль среди пророков. Коран утверждает, что среди всех других религий ближе всего к Исламу является христианство.

Комментарии Корана

Исламский мир все интеллектуальные дисциплины, в том числе не только теология и мистицизм, но и философия, юриспруденция, и даже естественные науки, считает связанными с Кораном, и обосновывает их существование на тексте священного писания. Суннитские, шиитские и суфитские учёные написали массу комментариев, распространяющих текст Корана на эти и другие исследования. Среди самых известных комментариев можно назвать следующие: al-Zamakhsharī (1075–1144) – риторика Корана; al-Qurṭubī – юристпруденция; al-Ṭabarī (ок. 839–923) – описывает раннюю историю Ислама и ряд ранних его комментаторов.
Науки Корана (‘ulūm al-Qur’āniyyah) включают в себя широкий ряд дисциплин, работающих в направлении толкования и выяснения истории текста священного писания, или же проясняющих его конкретные детали. Областей исследования очень много, начиная учением о правильном произношении, пении, чтении, нумерации стихов Корана, изучением его скрытой математической структуры, и заканчивая выяснения обстоятельств открытия пророку различных стихов, внешних и внутренних смысловых структур определённых переходов в писании.

Переводы Корана

Несмотря на то, что Коран мусульманами считается в принципе непереводимым, первые попытки в этом направлении начали предприниматься ещё в 7 в, когда текст священного писания был переведён на персидский. В 9 в. увидели свет переводы на языки синджи и гуджарати. После этого Коран начал активно переводиться на остальные мировые языки. В 12 в. Коран был впервые переиначен на Европейский язык (Роберт Кеттонский, латынь).

Значение

Значение Корана в жизни мусульман очень сложно переоценить. Стихи из Корана читаются мусульманам при рождении, псалмодия текста священного писания окружает их во время смерти. Вся жизнь мусульманина тесно связана с Кораном. Те, кто могут читать, делают это постоянно; те, кто не могут – слушают. Коран для мусульманина является почти что личностью – такой личностью, с которой живёшь постоянно, и со временем узнаёшь всё ближе и ближе.
Коран является источником священных исламских искусств, в особенности так называемых искусств Корана –каллиграфия и иллюминирование. Все части Исламского мира, от Аравии и Персии, до Сенегала и Индонезии, создают изящные рукописи Корана, и разрабатывают особые стили его чтения вслух. Традиционная исламская архитектура (мечети) также тесно связана с Кораном: пространство внутри такого строения должно подходить для чтения священного писания, создавая идеальные условия для реверберации.
Несмотря на всё разнообразие Исламского Мира, вера в священную природу Корана, во всех его аспектах, начиная от звука при чтении его вслух, и заканчивая бумагой, на которой он написан, является универсальной. Все мусульмане с благоговением слушают или читают Корана. Коран является основой Ислама как мировой религии, и основой для создания и существования исламской цивилизации. Для мусульман священное писание является абсолютной связью между личностью и Богом, сетью, заброшенной Богом в этот мир для того, чтобы поймать и направить блуждающие души на правильный путь – обратно к Аллаху, к Единому, к началу и концу всего и вся.

Информация взята с сайта islamist.ru

Рассказать о Нас:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Один комментарий: Коран и переводы

  1. Уведомление: spin rewriter 4

Комментарии запрещены.