Cмысл сотворения народов и народностей

народО люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга» (Св. Коран, 49:13).

Я долго не мог понять смысл данного аята и даже задавался такими вопросами: «Упаси Боже, но если мы сотворены, чтобы знакомиться и узнавать друг друга, то зачем надо было создавать нас такими разными? Не легче ли было знакомиться, узнавать и сближаться нам друг с другом, если бы мы были сотворены одинаковыми, были бы одной расой, одним родом или одним народом?»

Комментируя сотворение людей «народами и племенами», о котором говорится в вышеупомянутом аяте, известный богослов Хамди Языр обращает наше внимание на этимологическое значение этих слов. Ибо слова в данном аяте «кабиле-кабаил» означают кости черепа, а «шаб-шубе» – места их соединения. Все кости черепа служат защитой для головы и мозга путем образования крепких соединений. Подобным образом и смысл сотворения «народов и племен» заключен в сплочении и образовании крепких союзов, а не в расколе и делении. Многие мудрые ученые тоже толкуют данный аят в том же свете. Ведь этот аят призывает людей знакомиться, узнавать и поддерживать друг друга против ненависти, злобы и вражды.

По сути, смысл аята предельно ясен. Также нетрудно понять и мудрость в сотворении «народов и племен». Но человеческие слабости, недостаток воспитания, загрязнение умов политикой и разными идеологиями дали возможность расизму – заразному вирусу, опухоли – так внедриться в головы людей, что зачастую очень сложно избавиться от него. Будучи учителем с многолетним стажем преподавания разным возрастным группам детей, я всегда спрашиваю у своих учеников: «Не было бы лучше, если бы в мире был лишь один вид цветов, например, роза или гиацинт? Или же был лишь один вид птиц, например, канарейка или ворона? Или же один вид рыб – анчоус или сельдь? Или же один вид фруктов и овощей, например, помидор или картофель?» Ребята на все эти вопросы дают один категоричный ответ: «Нет!»

И если мы рассуждаем о человеческом роде, то здесь справедливы слова Хамди Языра: «Деление на народы и племена сделано для того, чтобы люди узнавали и помогали друг другу, любили друг друга и, действуя в рамках социальной этики, создавали большие и благополучные общества, а не разбегались, враждовали и воевали друг против друга». И тогда я задаю своим ученикам другие вопросы, например: «Было бы лучше, если бы в мире жили люди только с белым, черным или желтым цветом кожи? Или же жили одни турки или арабы, курды или грузины, черкесы или англичане, немцы или греки?» На эти вопросы, кроме одного-двух фанатично настроенных учеников, все ученики хором отвечают: «Нет!» А на вопрос: «Почему?», они после небольшого раздумья дают простые ответы. Кто-то говорит, что тогда не было бы прогресса в спорте, кто-то – в искусстве, кто-то – в науке. Точно так же на вопрос: «Было бы лучше, если бы все люди походили друг на друга и все брови, глаза, голоса, рост, характер, вкусы были одинаковыми?», они снова отвечают: «Нет!» На следующий вопрос: «Понравилось бы вам, если бы вы были очень похожи на своих братьев и сестер?» снова следует отрицательный ответ. Я задаю другой вопрос: «Хорошо, а если бы все в этом классе были братьями и сестрами, захотели бы вы учиться в таком классе? Хотели бы повсюду – дома, в городе, на рынке, на работе – все время быть вместе?» На этот раз ответ «Нет!» звучит еще громче. Тогда я задаю тот же вопрос в другой формулировке: «Хотели бы вы, чтобы кто-то был похож на вас?» и снова все, кроме нескольких любопытных, хором отвечают: «Нет».

Ответы на эти с виду простые вопросы прекрасно раскрывают один из многих тысяч сокровенных смыслов этого аята, который из-за нашего недостаточного размышления над ним кажется нам скрытым: «Если бы был один цвет кожи, одна раса, один язык, то какой невыносимой была бы жизнь, каким невыносимым был бы наш мир?!» «Особенность» и «красота» нашего бытия обусловлены существованием «иного» и «других». Разве не наша несхожесть и наши отличия делают нас «нами»? Бесспорно, Всевышний Творец не только создал все сущее в совершенстве, но и поддерживает его в безупречном равновесии. Например, свою истинную ценность женщина познает с мужчиной, а мужчина – с женщиной. И подобно этому, один народ осознает себя настоящим народом при условии существования другого народа. Тем самым они познают свои особенности и свою уникальность. Это действительно так же и для разных народностей одного этноса. Существование близких и родственных народов и народностей также является богатством этого этноса.

Как можно понять и осознать свое отличие, особенности и ценности без других племен, народов и народностей? Только путем сравнения и сопоставления с «другими». Мы часто позволяем себе неодобрительно высказываться, что неверно, плохо и греховно, о разрезе глаз, цвете волос, походке, манерах поведения, речи и говоре других, но при этом не желаем, что удивительно, чтобы кто-то походил на нас.

Если правильно понять смысл сотворения мужского и женского начал, словом, понять, что без отличий и несхожести невозможно познать вкус жизни, тогда можно и понять смысл сотворения разных народов и народностей. Как поразительно, что отпечатки пальцев, сетчатка, генетический код и голос человека не повторяются и принадлежат только одному человеку! А в обществе, где все индивиды были бы равны и одинаковы во всем, совершение религиозных обязанностей было бы невозможным, ибо это означало бы отмену тайны мирского испытания – смысла сотворения мирской жизни.

Разве отличия и несхожесть не являются главным условием для знакомства, дружбы, взаимопонимания и взаимообогащения? Ведь обычно люди со схожими качествами редко притягивают друг друга. А отличие, несхожесть и разность всегда интригуют и вызывают интерес других людей. Именно в этом-то и кроется смысл нашего сотворения! И если, несмотря на все эти примеры и доказательства, кто-то станет плохо относиться, презирать всех, кроме своих соплеменников, или говорить: «Господи, я понимаю, почему ты создал «тех» и «тех», но зачем ты сотворил вон «тех»!» и даже просто подумает об этом, то это будет, по крайней мере, большим неуважением к Всевышнему Творцу. Учитывая, что любые отличия и разности во Вселенной и в жизни каждого из нас являются проявлением прекрасных имен Аллаха, нам остается только вторить Ибрахиму Хаккы из Эрзурума: «Посмотрим, что свершит Аллах, ибо Он творит в совершенстве. Не думай о чем-то другом, ибо осознавший обязательно увидит»

Ф, Айдынер социолог

Рассказать о Нас:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Один комментарий: Cмысл сотворения народов и народностей

  1. Уведомление: Почему мы разные ? | Мечеть Исмагила

Комментарии запрещены.