Иханат

 

магСреда обитания есть место определения человека.

От эпохи зависит,  какие внутренние качества будут развиваться у людей. История нам это уже показала. В Коране Бог нам раскрывает   типы людей, которых породила эпоха пророка Мухаммада, мир ему.
Имам Шамиль — имам Дагестана и Чечни говорит:» Я 25 лет  пытался утвердить шариат на Кавказе, но когда мы пришли, народ нас испугался. Насильное внедрение шариата породила лицемерие. Я не хочу видеть свой народ лицемерным.» История насыщена такими фактами. Тотальная единая политическая система порождает  приспособленцев,» героев», лицемеров, врагов.
Катаклизмы и катастрофы так же выявляют внутренние качества человека. В суре Бакара  Бог нам определил  типы людей и их историческую среду. От явления Корана до наших дней произошло много событий  и  необычных идей, много людей пронеслось в истории. Ограничиться лишь определением «верующий»и»неверующий»- это значит спровоцировать кучу вопросов, на которые не найдя ответа, погрузить народ во тьму.

Росток нового на старой почве.

Определение: Хизлан или иханат- это экзотический и очень редкий вид духовного и психологического  состояния, в котором, подражая  пророку Мухаммаду и другим Пророкам, человек глубоко убежденный в своем высоком предназначении и особенности, начинает себе приписывать пророческую природу. Перемещает авторитет на свою персону, начинает «глаголить» от имени Бога. Пережитый чужой духовный опыт перекраивает под свой. Монополизирует духовные ценности. Опираясь на свой авторитет, игнорирует духовное развитие других людей, становится посредником между Богом и людьми. Снимает  ответственность адептов перед Богом . Таких  людей  ученые ислама называли лжепророками.  Яркой личностью был Мусайляматуль каззаб. После смерти пророка Мухаммада, мир ему, он объявил себя пророком.  На этой  «пророческой» платформе начал подражать в своих поэмах Корану,  а приписывать свои произведения Богу.

Хизлан имеет природу неверия по отношению к исламским ценностям. Но не надо путать  неверие с природой неверия. Хизлан- состояние сформированное на демократической среде. Ислам дал человеку свободу выбора и действий,подтолкнул его к самосовершенствованию и средневековый бедуин сделал шаг вперед:  на той почве, что ему расстелил ислам, он вырос, заметил свою особенность и подчеркнул свою значимость не только перед обществом, но и перед Богом, и поставил на себе точку: «Я Божий посланник». Его воспитателем была здоровая среда, но он её не дооценил и согрешил против неё. Лишь по этой причине он стал лжецом . Не смог достойно  отблагодарить  здоровую среду ислама, то есть своего воспитателя и обманулся. Его Бог не возвышал , в среде  невежества не оберегал от нравственного упадка, как оберегал Пророков. Он не имел нулевую точку отчета, отталкивался от недавнего живого пророческого наследия и  взял на себя ответственность в корне его преобразовывать.Это и есть состояние Хизлана: когда человек не видит причины своего развития  и приписывает все себе.

Сама природа ислама настолько демократична, что систематизируя её мы не сможет сказать о верности  этой системы, ведь каждое откровение или наставление пророка глубоко лично для каждого человека , оно философски насыщенно  и открыто для интерпретации.   Поэтому очень часто у мусульман возникает вопрос о правильности или  заблуждении тех или иных действий. Верующий может себе позволить размышлять о  состояниях веры: говорить о вере и моментально опровергать ее, приводя доказательства неверия,  основываясь на Коране и сунне.  Ислам готов принять мысли веры и неверия, рассматривая и перерабатывая их своими механизмами и принципами. Это здоровая демократичная среда. Но выводы всегда за человеком. Ислам в своем первоначальном виде была открыта к экспериментам и развитию. Воспринимая в себя науки, культуру и искусство.Ислам был в этих областях лишь блюстителем нравов. Позже когда  образовалось исламское государство.В государстве появилась демократическая среда и снова ислам в роли блюстителя нравов. В тех регионах где ислам не был государственной религией помогал обществу развивается, создавая демократическую среду.В истории мы видим 633 год. Мусанна ибн Харис и Халид бин Валид  заставили капитулировать Аль — Хиру персидскую сторожевую заставу. Первый случай атаки  мусульман вне Аравийского полуострова. Мусульмане не оккупировали город а лишь взяли под покровительство сохраняя там религию, язык,культуру. Цель оккупации: В городе жили в основном вольнодумцы, неприемлемые для других религий. 634 год — правление Умара. Он основал новую администрацию и первые законы основанные на понимании Корана и сунны, в них говорилось: те территории которые принадлежат мусульманам должны сохранять свой язык, культуру, религию, закон и денежную единицу.Со временем этот закон изменился  но это происходило лично под властью того или иного правителя.Все действия ранних сподвижников нам показывает на сколько они подчеркивали свободу в исламе. Абу Ханифа основатель Ханифитской юридической школы ислама не настаивал на единственно правильной системы права которую он собрал из ислама и вывел. Другие ученные так же были готовы рассматривать и обогащать мысль ислама в рамках единобожия и нравственности. Нужно но заметить и тот момент что не всем правителям ислама это было выгодно.

Современность нам показывает разновидности демократической духовной среды, например как суфизм,  йога,  всевозможные  психологические тренинги, некоторые виды спорта. Человек в них развивается и укрепляет волю, достигает определенных духовных ступеней,  и порой, именует себя  Божьим посланником. И тут  духовную сторону развития   монополизирует  та или иная религия:  наблюдая за этими нерелигиозными школами духовного развития, традиционные религии,  которые  контролируются группой людей, часто критикуют их за еретичность и неправильность. Так же религии  пытались вмешивается в судьбу науки.Например в исламе некоторые местные правители вместе с духовным советом критиковали медиков за их использования спирта как дезинфицирующие средство а в это время люди умирали от эпидемий. Мыло ибн Сины было горем для местной группы улемов «целитилей» И везде стоит человеческий фактор. Одежда, быт, культура, все контролировалась властями. И очень часто для властей Коран и Сунна являлось не как свод демократичных принципов для развития человека и общества а как средство для оправдания своей политической идеи. Такие высказывания пророка Мухаммада мир ему как «Каждый день размышляйте над прочитанным из  Корана» теряло свою значимость, когда произносилась вдохновляющая идея простого прихожанина перед баем или муллой. Когда  сегодня СМИ  говорят об исламе хочется спросить о каком же исламе о исламской культуре они говорят. Об исламе арабов? турков? о том что сказано в Коране и сунне, или же есть ещё другой ислам?

Если ислам призывает к сотрудничеству другие духовные школы то лишь для того что бы человеку дать возможность развиваться и знать кому или какую духовную школу человек должен благодарить как учителя. Напоминая три истины. Единого творца, рождение и смерть. А самостоятельное развитие духовных школ порой приводит человека к обожествлению или приписыванию себе различных духовных статусов вплоть до пророчества или входит в состояние Хизлана или иханата.

основной источник: Хаяту сахаба, Анализ современного состояния автор  Шейх Саид Фуда. Письма учителю в  Бухару от имама шамси Оренбургской губернии (1880 г)Умар насафи Акаид
лекция 10.1212

Азат хз.

Рассказать о Нас:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс